Подвижники

ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ Г. КАЛЯЗИН

                  РАБА ГОСПОДНЯ –МАРИЯ

                НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ

о Божьем человеке-простой деревенской женщине Калязинского уезда, православной христианке, которая являлась духовной дочерью митрополита Мануила (Лемешевского), а после его смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

  Речь пойдет о Марии Васильевне Свистуновой. Родилась она в самом начале 20 века в верующей крестьянской семье в деревне Моншино Малаховского сельского общества Семендяевской волости Калязинского уезда. Кроме неё в семье родителей Марии была дочь Нина и сын Аркадий. Были ли ещё в семье Свистуновых дети, теперь спросить не у кого. Когда сестра Нина вышла замуж за односельчанина Василия Бахметова, они с мужем уехали жить в Москву. Следом за ними в столицу перебрался и брат Аркадий. Маша одна осталась в деревне досматривать престарелых родителей. Замуж она не выходила, сохраняя свою чистоту.

  Мария часто посещала богослужения в храме Преображения Господня в приселке Кукса, который находился на самом берегу реки Волга. Храм был старинный, построенный в 1794 году, с богатой историей, красивый и величественный.

  В 1939 году вышло Постановление Калязинского райисполкома Преображенскую церковь закрыть, древнее кладбище у церкви в связи с предполагаемым затоплением местности водами Угличского водохранилища было решено перенести в другое место, а церковь взорвать. До переноса могил дело не дошло, да и время было предвоенное, не до этого было.

  После того, как священнослужитель протоиерей отец Михаил (Хотчинский) провел в храме последнюю-прощальную Воскресную литургию, Мария начала горько сожалеть о предстоящим закрытии любимого храма, и никак не могла смириться с таким решением безбожной власти, тем более, что там в храме оставались на поругание и кощунство с детских лет милые её сердцу иконы.

 За несколько дней до разрушения храма Мария приняла решение спасти их во что бы это ни стало. А была она в эти дни в нечистоте, и очень сокрушалась по этому поводу, не зная, как поступить, чтобы не осквернить храмовые святыни: идти за иконами ночью или подождать несколько дней. Прилегла и снится ей, что кто-то говорит: «Иди, спасай иконы! Хоть ты и в нечистоте!» И не побоялась, пошла в ночь за несколько километров, переходя речку Куксу по шаткому узенькому мосточку, непрестанно и горячо молясь ко Господу и Пресвятой Богородице. Зашла в разграбленный, разоренный храм, освещая свой путь зажженной свечкой.

Иконы висели на стенах и в алтаре храма. На них никто не покусился, ведь безбожники не видели в них никакой ценности: ни материальной, ни художественной, и тем более духовной. Принесла на себе несколько больших храмовых икон, чем спасла их от неминуемого уничтожения.

  Несколько дней спустя она вместе с толпой односельчан с берега реки Куксы со слезами на глазах наблюдала, как взрывали её любимый храм, как несколько раз закладывали взрывчатку под его своды. Не сразу поддалась древняя святыня злодеям, лишь с третьего взрыва упал с главного купола храма крест прямо в воды Волги и разрушились его стены.

При взрывных работах погиб человек, упал с высоты на железные перекладины, которые разрезали-разрубили его надвое.

 Одна из принесенных из храма икон- «Снятие со креста» — в 90-е годы была передана в дар дочерью её родственника Геннадия Владимировича Бахметова в церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Заречной части города.

  После смерти родителей Мария осталась жить в родительском доме. Держала небольшое хозяйство: коз, кур, имела огород. По благословению духовного отца-Владыки Мануила пошла работать в Леонтьевскую психбольницу санитаркой в самое тяжелое отделение, где лежали хронические-буйные душевнобольные. За все долгие годы работы ни один тяжелобольной не обидел Марию Васильевну ни словом, ни делом, все очень любили её и называли «мамочкой».

 Каждую субботу, воскресенье, в дни православных праздников, если не было дежурств на работе, она на поезде ездила на службы (пела на клиросе в церковном хоре) в Введенскую церковь на Заречье, благо поезд Углич-Москва ходил регулярно, делая остановку на полустанке «Высокое». Машинисты знали Марию, бывало из-за снежных заносов или непролазной грязи на дорожке, ведущей к полустанку, чуть припоздает на посадку (остановка поезда была не более 3-х минут) они увидев, бегущую из леса маленькую, худенькую фигурку, притормаживали набирающий ход локомотив. Это были самые счастливые моменты её жизни, ибо она свято верила, что все чудеса делаются по горячим молитвам её духовного отца-любимого Владыченьки Мануила.

…и сейчас на православных христиан смотрят с пренебрежением, а в годы гонения верующих считали, мягко сказать, странными, порой зло подсмеивались. Также относились к Марии и её односельчане до того момента, пока в дом не заглянет беда. Еще в военные годы вдовы обращались к ней, чтобы помолиться о погибшем или пропавшем без вести отце, муже, сыне, брате…Всем помогала, никому не отказывала сердобольная Мария. Отпевала покойников, читала Псалтырь по усопшим, ставила свечи, подавала записки о здравии и об упокоении.

  И вообще она была очень жизнелюбивой, веселой, приветливой, любила шутить. Часто рассказывала о Боге, о Святом Евангелии, но только тем людям, кому доверяла. Молитовки, переписанные её рукой, получали только те, кому она верила и кого любила, и кто с огромной благодарностью хранит эти пожелтевшие от времени листочки до сих пор.

  Ежегодно летом к Марии Васильевне приезжала сестра Нина с семьей: с мужем и двумя дочерями, Лидой и Люсей. Часто и Мария ездила к ним в Москву, они жили в коммунальной квартире на ул. Пятницкой, как раз напротив метро «Новокузнецкая».

Семья Нины Васильевны имела послушание от митрополита Мануила (Лемешевского) принимать паломников, поэтому у них в квартире всегда было много верующих людей. Когда они получили такое послушание? Согласно автобиографии Владыки, скорее всего в конце 20-х годов прошлого столетия, когда Митрополит Мануил управлял Серпуховской епархией и семья Нины Васильевны была в числе его духовных детей. Останавливался и сам митрополит Мануил, с которым в остальное время поддерживали связь перепиской. Свои письма он подписывал «Ваш богомолец и дедушка».  С ним приезжал и его келейник, будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) и другие священнослужители. Здесь в Москве и произошла встреча Марии Васильевны с её будущим духовным отцом-митрополитом Мануилом.

После смерти родителей племянница Марии — Лида со своим мужем послушание Митрополита взяли на себя. Муж Лидии –Александр Владимирович Бахметов(однофамилец)-военный летчик, они поженились в 1945 году и сразу же обвенчались в храме Николы в Кузнецах, в котором службы не прекращались и в годы гонения на церковь. Сейчас этот храм является храмом Свято-Тихоновского православного университета.

Митрополит Иоанн в гостях у Бахметовых.

  Владыка Иоанн, когда приезжал в Москву сначала из Самары, а потом из Петербурга, никогда не останавливался в гостинице, а всегда на Пятницкой у Бахметовых. Для него была отведена отдельная комната, которую с любовью и благоговением называли «владыченькиной». Хозяин квартиры, Бахметов Александр Владимирович, был близко знаком с известными священнослужителями: отцом Олегом (Стеняевым), отцом Александром (Шаргуновым) и др.

  Со своим духовным отцом Владыкой Мануилом Мария Васильевна поддерживала связь до самой его кончины в 1968 году. Сама она умерла в середине 90-х, была похоронена на Спировском сельском погосте, где издавна хоронили, да и сейчас хоронят, всех усопших жителей деревни Моншино.

  Рассказ о православной христианке, рабе Божьей Марии, наводит на определенные размышления. Всю свою жизнь она посвятила служению Господу нашему Иисусу Христу, но за её веру, преданность Он не одарил её никакими земным благами: ни богатством, ни славой, ни богатырским здоровьем, но еще при жизни даровал Ангела-Хранителя в лице Митрополита Мануила, которой стал для неё, судя по их переписке, не только духовным отцом, но и другом, братом, советчиком, молитвенником, утешителем во всех житейских невзгодах, и это поистине Божий- Царский подарок!

  Упокой, Господи, верную рабу Твою Марию!

С житием митрополита Мануила (Лемешевского) можно ознакомиться в приходской библиотеке Вознесенской церкви. Оно очень живо и интересно написано его келейником, а в последствии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым).

Благодарю нашу прихожанку -Ирину Петровну Николаеву за предоставленные из семейного архива документы, книги, письма, фотоснимки и записки Марии Васильевны.

Ирина Крокос

Р.С.: Любое использование материалов с данной страницы — со ссылкой на источник (репост, ссылка).

(43)

Добавить комментарий