ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ Г. КАЛЯЗИН

Ручейки памяти

«Ручейки памяти» — это серия очерков о восстановлении Вознесенской церкви, это воспоминания участников возрождения храма и свидетельства очевидцев этого исторического события.

«Вознесенская церковь в  городе Калязине  была построена в 1783 году. Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору. Сначала церковь имела один придел Вознесения Господня, позднее к храму были пристроены еще два придела – Тихвинский и Макария Калязинского. В Тихвинском приделе хранилась особо почитаемая икона Тихвинской Божией Матери – список с известной чудотворной иконы, а в Макарьевском – икона преподобного  Макария с частицей мощей. Во второй половине XIX в. между ними возник третий престол — в честь Успения Божьей Матери. Особым почитанием прихожан пользовалась икона Тихвинской Божьей Матери, представлявшая собой точный список с чудотворной иконы, находившейся в Новгородском Тихвинском мужском монастыре. Другой храмовой святыней была икона преподобного Макария Калязинского с изображением в клеймах 24-х эпизодов из жизни: чудотворца от рождения его до смерти. В икону была вложена частица мощей святого.

К 1936 году здесь прекратились службы, и храм был отдан спортивному клубу Спартак. На кладбище стали играть в футбол, а в 1940 году, в последний этап затопления города, церковь передали хлебозаводу. Вскоре хлебозавод переехал, а здание храма бросили. У храма постепенно разрушилась крыша, осыпались своды.

Церковь приходила в ветхость, и только с 1990-х началось ее возрождение. Пока еще в руинах стоит еще одна церковная постройка – вероятно, кладбищенская часовня у Святых ворот. Сами ворота не сохранились. Утрачены и интерьеры храма.

Много было положено сил и молитв в восстановление храма протоиереем Леонидом Михайловичем  Бересневым. На что было и его благословение своему духовному чаду Александру Капитонову, который непосредственно «занимался восстановлением городского Вознесенского храма». Когда в 1993 году члены церковной общины, которой передали храм, пришли посмотреть на свои «владения», они увидели внутри храмовых стен настоящие джунгли: из кирпича росли деревья, балки перекрытий и груды силикатного кирпича оплетали корни. Зрелище было очень печальное.

«Храм должен быть храмом», — сказал Александр Капитонов. Прихожане, благословлённые отцом Леонидом,  быстро перешли  от слов к делу. Для начала закрыли окна, чтобы не лазили, не оскверняли. Потом начали разбирать завалы. Сколько труда было вложено, в то, чтобы вывести его из разрухи.

Прихожане  не жалели сил и времени, чтобы вычистить храм. Вставали  живыми цепочками и передавали из рук в руки старые разбитые кирпичи и другой мусор. Работали в храме, но под открытым небом.  Дождь, сквозняки не мешали трудиться. В конце 2000-х гг.  храм был восстановлен из руин, ныне красуется и снаружи, и внутри. Взамен временного из крашеной доски — позолоченный сияющий иконостас, Стадион закрыли, на его месте возвели Сад Победы, расписали южную стену трапезной части.

В 2009 году южнее храма был установлен памятник, увековечивающий победу, которую одержали русские полки в 1609 году под Калязином над польско-литовским войском. На памятной табличке выбито имя предводителя русских войск, Михаила Скопина-Шуйского.  10 июня 2012 года в рамках XIV Волжского крестного хода по окончании Божественной литургии, которую возглавил митрополит Тверской и Кашинский Виктор в Тверском соборе «Белая Троица», состоялось важное событие в жизни Тверской епархии — перенесение мощей преподобного Макария Калязинского из г. Твери на родину в г. Калязин, в храм Вознесения Господня.
Многие жители г. Твери пришли поклониться преподобному Макарию в этот день и проводить раку со святыми мощами по центральным улицам города до пристани Речного вокзала. Волжский крестный ход с мощами преподобного Макария Калязинского и нижегородской святыней – ковчегом с частицей мощей преподобного Серафима Саровского — отправился вниз по Волге по установленному маршруту, который участники крестного хода должны были преодолеть за шесть дней, с 10 по 15 июня.
В назначенное время, 14 июня, Волжский крестный ход прибыл в Калязин. Преподобного Макария — молитвенника перед Богом о тех, кто с верой и благоговением чтит его память — собрались встретить на главной пристани многочисленные горожане. Возглавили встречу мощей преподобного Макария митрополит Тверской и Кашинский Виктор, глава района Константин Ильин, многочисленное духовенство, среди которого гость из Москвы протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, многочисленные паломники. С молитвенным пением мощи пронесли по улицам Калязина.

Церковь Вознесения — незаурядный пример памятника культовой архитектуры с богатой строительной историей. Храм, сооруженный в стиле барокко, был обновлен в формах позднего классицизма — стиля, который ярко проявился в колокольне, одной из лучших в регионе. Величественная трехъярусная колокольня, увенчанная тонким шпилем.  Она словно перекликается с колокольней затопленного Никольского собора — ибо выполнена, в том же стиле, и принадлежит той же эпохе – второй половине 18 века. Теперь   рака с мощами преподобного Макария  Калязинского находится в стенах Вознесенского храма.

Церковь Вознесения Господня — самый яркий архитектурный комплекс в Калязине, играющий важную роль в структуре и панораме города».

Татьяна Сергеевна Порочкина.

«Сейчас многие пытаются вспомнить как началось и произошло восстановление нашего Вознесенского храма. Вот и я вношу свою лепту в это важное для истории Калязина дело. Наши воспоминания, как маленькие ручейки соберутся в большую реку памяти, и она станет продолжением летописи нашего храма, который мы очень любим.

Не помню, в каком году это началось. Это были 90-е, очень трудные для страны годы. Я тогда только покрестилась вместе со своими детьми, и всё, что происходило в церкви, мне было интересно. В день, когда мы крестились, помимо нас крестилось ещё человек 30-40. Маленький Введенский храм едва вмещал всех желающих. Службы тоже были многолюдны. Люди стояли вплотную друг к другу, с трудом передавая свечи к иконам. Наверное, тогда и родилась такая мысль о большом, просторном храме. И он был такой храм. Только лежал он в руинах и горах мусора. Во дворе поруганного храма, на месте снесенного кладбища, располагался стадион, где местная команда футболистов гоняла мяч.

Долго об этом досаждали благочинного, и вот, наконец, приехала комиссия оценить разрушения. Она дала заключение, что храм восстановлению не подлежит, т.к. процент разрушения слишком велик. Но люди не опустили руки. Вернее, это были несколько человек, которые являлись двигателями всех событий. Это Вера Светлакова, Валентина Рючина, Валентина Полянина, Надежда Величко. Возможно были еще и другие, но тогда я знала только этих, которых воспринимаю, как подвижников.

  Сейчас удивляюсь, но тогда воспринималось всё, как должное. Вера поехала в Санаксарский, где тогда ещё был жив старец Иероким. Он благословил калязинцев на чтение Псалтыри. И вот 20 человек начали читать по одной кафизме в определенное время. Кто-то оставлял чтение, не выдерживал. На его место приходили другие и продолжалось это несколько лет (два или три года), точно не помню. По воскресениям тайно приходили к развалинам и читали акафисты. Затем наше бдение возглавил о Василий (Сергиенко)-настоятель Введенского храма. Потом кто-то предложил расчищать мусор, а не только молиться. И наш приход ожил. Расчищать мусор приходило много людей, у кого было время. Батюшка служил молебен и работа кипела. Когда из храма был вычищен весь мусор, приехала другая комиссия. Вот эта вторая комиссия и дала добро на восстановление храма. Думаю, что произошло чудо, которым так богат наш Господь. А для меня это было самым трудным и самым счастливым периодом жизни».

Надежда Семеновна Москальченко.

Ирина Крокос

(27)

Добавить комментарий